Главная > Библиотека > Статьи > "Какой тахогра обойдется дешевле" > Дата публикации: 2016-12-13 10:17:00
На фоне активного изменения законодательства, регламентирующего организацию перевозок пассажиров, грузов и опасных грузов, изменения квалификационных требований к специалистам автотранспорта, изменения учебных программ и внедрения «прочих новаций», вопросы эксплуатации тахографов в текущем году отошли на второй план. Однако, доля расходов на эксплуатацию тахографов в структуре общих эксплуатационных затрат авто, составляет заметную часть и, по этой причине, вопросы снижения «расходов на тахографы» по прежнему важны для всех хозяйственных субъектов. Ниже приведена авторская статья одного из высокопрофессиональных специалистов в этой области хорошо известного в кругах автомобилистов, партнера нашего учебного центра - Вальпа Максима Олеговича:
Какой тахограф обойдется дешевле?
Установка тахографов в России предписана законом, так что вопроса ставить/не ставить перед транспортниками не стоит. Проблема только в выборе конкретной модели и производителя. А, так как лишних денег сейчас ни у кого нет, большинство компаний старается выбрать решение подешевле.
Функционал у тахографов в одинаковый (да и, будем откровенны, не сильно интересует покупателей), так что конкурируют производители ценой, качеством и выполнением требований закона.
При этом рынок делится на два лагеря. Много дешевых предложений с оборудованием низкого качества и условным выполнением норм закона и островок производителей радеющих за качество оборудования, честное имя и буквальное исполнение закона.
При этом фактор установки “из под палки”, кризис и тендерная система закупок направляет денежный денежный поток в сторону дешевых тахографов.
Но, давайте подсчитаем во сколько обходится дешевая покупка на самом деле. Для удобства подсчетов рассмотрим ситуацию на условном автопарке в 100 транспортных средств.
Разберем на примере
Допустим, мы купили 100 дешевых тахографов с гарантией 1 год. В первый год у нас вышло из строя 3 тахографа. Это не беда, сдадим по гарантии. Только вот по закону срок на ремонт тахографа до 3-х месяцев. Вы скажете что 45 дней, но это для физических лиц, а юридические лица ждут дольше. А, машина без тахографа ездить не может, так что три машины на время ремонта у нас стоят.
На второй год, например, сломалось еще три тахографа. Вроде не много, но ремонт уже не по гарантии, а за деньги. И три машины опять встали, либо едут под штрафы.
Параллельно с этим вы выясняете, что у большинства тахографов сбоит микропрограмма (прошивка), из-за этого дата и время записываются некорректно. И за это, во время проверки, вы получили 10 штрафов. Вроде бы немного.
Но это еще не все. Дальше вы узнаете, что купленные вами тахографы по закону не признаются тахографами из-за ряда нарушений и отсутствия возможности метрологической проверки. Что уже намекает на их полную замену, либо на постоянные “поборы”.
А уже в качестве десерта механик вам сообщает, что на двух иномарках надо менять скоропостижно скончавшуюся коробку передач. Сломалась она из-за того, что тахограф подключенный к CAN-шине автомобиля посылал неверные сигнала агрегатам и это привело к неисправности.
Случилось так потому что у вашего тахографа не проводилось испытаний с данным ТС,и от завода изготовителя не было получено протокола о прохождении испытаний в соответствии с ТС ТР 018/2011.
Кстати, если описанная ситуация кажется вам несколько надуманной - зря. Все взято из реальной практики (объемы автопарков там были другие, но доля поломок пропорциональна нашему примеру).
Посчитаем затраты
Простой из-за неисправных тахографов 6 ТС с простоем в три месяца при работе в одну смену и графике 5/2 сформируют упущенную выгоду в размере:
2000 рублей/час * 6 ТС * 8 часов * 21 раб.день * 3 месяца = 6 048 000 рублей убытка.
Можно, конечно отправлять эти ТС в рейсы на свой страх и риск. Штраф за езду без тахографа в среднем 6000 рублей. Если 6 ТС будет работать без тахографа и штрафовать вас будут через день, то в течении 3-х месяцев вы рискуете отдать государству примерно 1 080 000 рублей одними штрафами.
Ремонт тахографов Ремонт тахографа стоит в среднем те же 6000 рублей, но дешевые тахографы, часто, не подлежат ремонту. Так что где-то 1 из 3-х сломанных придется заменить. А, как мы помним, три поломки негарантийные. Такой же дешевый тахограф с заменой стоит 35 тыс рублей. Итого бюджет на исправление поломок составит: 47 тыс рублей.
Баги микропрограммы Даже если обновлять “прошивку” (а это незаконно) будет за свой счет сам поставщик, штрафы вы все равно заплатите. Исходя из опыта пройдет где-то 10 штрафов - это 60 тысяч рублей.
Замена тахографов Существует риск, что вас заставят заменить все тахографы из-за их несоответствия требованиям закона. Это если к вам придут с проверкой. Сейчас такие проверки проводят не часто. Но риск, что вам “повезет” все же есть.
К тому же в будущем проверки могут стать и более массовыми. Согласитесь, не хотелось бы в такой ситуации оказаться “на крючке”. Представляете какой это будет рычаг воздействия? Причем постоянно откупаться тоже не вариант. Не получится.
По опыту, те кто сейчас попадает в такие ситуации, при подходе срока на замену блока СКЗИ меняют и тахограф. Причем ставят качественный. Разница в цене между заменой блока и заменой всего тахографа примерно 20 тысяч рублей за штуку. Умножаем эту сумму на 100 и получаем дополнительные расходы через три года после покупки в размере 2 000 000 рублей.
Замена сломанной коробки передач Стоимость одной коробки передач с заменой сильно варьируется, но предположим 500 тыс рублей. На 2 ТС получается уже 1 млн.рублей.
Таким образом мы в конечном итоге получаем 4 187 000 рублей дополнительных расходов за 3 года, за счет экономии на первоначальной покупке.
Стоила ли игра свеч?
Дешевый тахограф с установкой обойдется в 35 тысяч рублей, качественный в 45 тысяч. То есть разница максимум в 10000 рублей, а оборудовать автопарк в 100 ТС следовательно стоит на 1 млн рублей дороже.
Но давайте посчитаем:
4 187 000 затрат в течении 3-х лет - 1 000 000 первоначальных затрат в случае покупки качественных тахографов = 3 187 000 рублей экономии
Вот столько вы сможете сэкономить на дополнительных расходах если изначально будете ставить кафчественное оборудование. А еще вы сэкономите кучу нервов, сил и времени (те потери, которые, увы, никто не считает).
Кстати, на эти деньги можно купить, например, новый МАЗ.
Получается что народная мудрость: “Мы слишком бедны, чтобы покупать дешевые вещи” и “Скупой платит дважды” работает и применительно к тахографам.
Подчеркнем еще раз, что все наши расчеты основаны на реальном опыте российских компаний без указания названий.
Статью подготовил Вальпа Максим Олегович, директор по развитию ГК “Техноком”, сайт: https://Glonassgps.com
По вопросам обучения и подбора программ можно получить консультацию у сотрудников центра по телефону: