Новые требования к обеспечению условий доступности для инвалидов образовательных, оздоровительных и досуговых учреждений
Новые требования к обеспечению условий доступности для инвалидов образовательных, оздоровительных и досуговых учреждений
27.06.2025
Вышел новый приказ Минпросвещения России от 31.03.2025 N 253 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления детей, а также оказания им при этом необходимой помощи». Он вступает в силу с 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года.
Этот приказ утверждает новый порядок обеспечения доступных условий для инвалидов при использовании объектов и получении услуг в сфере образования, отдыха и оздоровления. Изменения коснутся объектов (помещений, зданий и иных сооружений), используемых для:
Предоставления услуг в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования;
Профессионального обучения;
Дополнительного образования детей и взрослых;
Организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно данному документу, инвалидам наравне с другими лицами должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к указанным объектам и прилегающей к ним территории. Кроме того, он определяет, как должна оказываться таким людям помощь в преодолении барьеров, мешающих получению образовательных услуг.
В приказе закреплены требования к условиям доступности объектов и услуг для инвалидов, которые необходимо обеспечить руководителям соответствующих органов и организаций. Определены особенности проведения обследований данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
Данный приказ пришел на смену Приказу Минобрнауки России № 1309 от 09 ноября 2015 г. (последняя редакция — 18 августа 2016 г.). В чем их основные различия? Более подробно о различиях в приказах
Новый приказ акцентирует внимание на доступности услуг именно для тех категорий учащихся и студентов, кто проходит обучение на уровне школы, колледжа и профессиональной подготовки взрослого населения. Он не затрагивает ВУЗы и научно-исследовательские институты. На них распространяется новый приказ Минобрнауки России от 25.04.2025 N 384 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере науки и высшего образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Он расширяет круг мероприятий, направленных на обеспечение комфортной образовательной среды для учеников-инвалидов, дополняет прежний перечень требований и вводит новые нормы относительно устройства образовательных процессов. Также он затрагивает мероприятия вне учебного процесса (например, отдых и оздоровление).
В результате видим, что приказ Минпросвещения России № 253 значительно усиливает контроль над обеспечением доступности объектов и услуг для инвалидов в образовании, увеличивая число субъектов ответственности и регламентированных мер по поддержке детей и молодежи с ограничениями возможностей здоровья. Этот документ больше ориентирован на практическое применение новых технологий и подходов, обеспечивающих равноправие и интеграцию учащихся с инвалидностью в общий учебный процесс.
Ознакомиться с программой курса «Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере науки и образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» или задать вопрос: